БЛАГОДАРЮ, НЕ ОЖИДАЛ!

Это была его присказка. Шутливая. Но и в действительности он ни от кого ничего не ждал. И уж тем более, не просил. Всех, кого снимал, — любил. Ему отвечали тем же. Если коротко (а подробнее интересующийся прочтет в публикациях о нем), то родился Микола в голодном 1944-ом в украинском селе с символическим названием Перекоренцы, что в Винницкой области. И словно, действительно, наперекор судьбе, не только не умер в первые же дни своей жизни, хотя все к тому шло, но из глухой деревни, где не было в ту пору ни света, ни радио, шагнул в мировые энциклопедии. Роберт Рэдфорд и Роберт де Ниро, Милош Форман и Джон Войт, Вим Вендерс и Лино Вентура, Софи Лорен и Джина Лоллобриджида, Стэнли Крамер и Изабель Юпер, Анни Жирардо и Фанни Ардан, Марчелло Мастроянни и Жерар Депардье… Даже иностранных «звезд», которых снимал Микола Гнисюк, не перечесть. Что уж говорить об отечественных! Но это еще впереди. А в 14 лет оказавшись в Риге, он стал воспитанником духового оркестра Прибалтийского военного округа. И до 1964 года, когда по состоянию здоровья из армии его комиссовали, играл на трубе. Ну, а дальше была Рижская киностудия, приведшая его не только в кино, но и в профессию. Проявщик кинопленки, ассистент кинооператора, фотограф – нехитрые ступени становления. В «Советский экран», культовый в свое время журнал, выходивший трехмиллионным тиражом каждые десять дней, он попал, выиграв конкурс на замещение вакантной должности фотокорреспондента и проработал в нем 25 лет, с 1967 года и до тех пор, когда «Советский экран» стал просто «Экраном». Но «просто» ничего не бывает, вскоре журнал прекратил свое существование, а Микола подался на телевидение. В трудовой книжке появилась вторая запись:  НТВ-дизайн, а затем третья и последняя: REN-TV. Разумеется, он сотрудничал со множеством газет и журналов, работал на съемочных площадках… Его персональные выставки проходили во многих городах России, дальнего и ближнего зарубежья. Не раз он удостаивался премии за лучшую фотографию года. Микола Гнисюк был первым советским фотографом, кого пригласила Американская киноакадемия на 60-й юбилейный вечер вручения «Оскара». Входил в сотню лучших фотографов мира, делавших книгу «Один день из жизни СССР». Являлся членом Союза кинематографистов и Союза журналистов России. В январе 2001 года ему было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации. Вот так, пожалуй, если кратко. Давно, еще на заре профессиональной жизни, его попросили написать свое кредо, уложившись в 200 слов. «Плох тот фотограф, которому нужно тратить 200 слов на объяснение своего кредо, — сказал Микола. – Снимай! Это и есть кредо». В 2004 году Микола серьезно заболел, 1 февраля 2007-го его не стало. Смерть, как всегда, пришла не вовремя. «Я так вижу сейчас, — говорил Микола в последние дни, — только бы снимать и снимать…».