Почему я стал снимать дерев­ню?

 

Вроде бы всю свою профессиональную жизнь в фотографии посвятил кинематогра­фу, работая в журнале «Советский экран», снимая для разного рода киноизданий. И все же обойти стороной эту тему не смог, потому что де­ревня — страна моего детства, все мы так или иначе обращаемся к нему в искусстве, как бы отдавая долги памяти.

Непосредственным толчком к работе над деревенской сери­ей послужил разговор с Ромасом Пожерскисом на моей выставке в Каунасе. «Почему ты не снимаешь свою деревню, — спросил он. — Кто, как не ты, знает ее и чувствует! Так, как сможешь рассказать о ней ты, не расскажет никто».

В принципе, я никогда не пе­реставал снимать деревню, каждый год бывая в гостях у матери. Но долгое время я внутренне еще не расставал­ся с ней, не мог поглядеть на нее со стороны. И только три-четыре года назад почувство­вал, что смотрю уже иначе — глазами городского человека. И я понял, что теперь могу снять свою деревню, всех ее жите­лей естественно, не прото­кольно, так, чтобы каждая фо­тография была характером, рассказывала о человеке — каков он, как живет, что ему дорого в жизни. Эти фотогра­фии стали серией «Люди моей деревни», но были сделаны и другие снимки, вошедшие в другие серии, которые скла­дываются постепенно на про­тяжении многих лет, — «Застолье», «Сын». Они пока не закончены, Каждая тема требует своего подхода.

Деревенского жите­ля нельзя снимать так, как ак­тера для журнальной облож­ки, хотя и в том и в другом случае я снимаю абсолютно искренне, не пытаясь ни в чем уйти от самого себя, — всегда предпочитаю законченные ком­позиции, никогда не кадрирую — печатаю полный кадр, каким он был взят в видоискатель. Но сами композиции — разные, потому что компози­ция вырастает из характера, из облика, из образа жизни современного человека.

Деревенских жителей снимать и труднее и легче. Труднее, потому что они «зажаты». Фо­тографирование — в их жиз­ни событие чрезвычайно важ­ное, ответственное. За всю жизнь они снимаются раза три-четыре — в младенчестве, перед первым классом шко­лы, перед уходом в армию, на свадьбе…  Люди здесь ведут себя перед объективом не «как в жизни», а соответствен­но значительности момента. А легче, потому что они меня как фотографа не вос­принимали, я был — свой па­рень, один из них…