Фирсова Джемма

МОМЕНТ ИСТИНЫ

 

%d0%bd-%d0%b3%d0%bd%d0%b8%d1%81%d1%8e%d0%ba1Сказать о Миколе Гнисюке, что он снимает много, — значит ничего не сказать. Кажется, что он снимает все, что видит. Надежда Майданская написала как-то, что Гнисюк «снимает, как дышит». Точнее не скажешь. Пейзажи, репортаж, животные, птицы и, конечно же, — лица, лица, лица. А точнее — настроения, характеры, судьбы. Его камера выхватывает мгновения как вспышка прозрения. Она фиксирует то мимолетность настроения, то глубину характе­ра, то предопределенность судьбы. Я помню, как была потрясена, увидев на его выставке в Кинофонде портрет Микаэлы Дроздовской, трагически погибшей в огне, вспыхнувшем от обогревателя в номере гостиницы, где она остановилась. На портрете, снятом задолго до ее гибели, Микаэла словно окружена пламенем, купается в пламени. Иллюзия, но такая реаль­ная. Или запредельный взгляд Толи Ромашина на фотографии, сделанной за неделю до его гибели, — взгляд «оттуда». Как это рождается? Конечно же, не на уровне сознания — Микола словно «идет в потоке», работая естественно и спонтанно, не определяя для себя ни рамок, ни жанров, ни законов, ни приемов, и в этом пото­ке его камера способна уловить тайну и судьбы, и характера, и пей­зажа. Момент истины.

«Мы часто топчем тайну… Наш глаз, за исключением того слу­чая, когда он хорошо натренирован, не может ее обнаружить непо­средственно. Объектив ее вводит в фокус, концентрирует, очища­ет в сите своих кадров…» — написал на пороге рождения кино как искусства Жан Эпштейн, единомышленник Луи Деллюка, созда­теля первой последовательной теории кино как искусства — фото­гении. Задачей киноискусства как фотогении было означено «не столько фиксировать подобие жизни, сколько обнаруживать ее сакральные ипостаси» (Сергей Добровольский). Понятие «фо­тогения» родилось задолго до истрепанного сегодня словечка «фотогеничность», означающего всего лишь «наличие внешних данных, благоприятных для воспроизведения на киноэкране и фо­тографии» (словарь). И несмотря на то что понятие «фотогения» включает в себя все свойства киноискусства — изображение, движение, развитие во време­ни, ритм, музыкальность, — оно, как никакое другое, применимо к фотоискусству Гнисюка, бесконечным «кадрам» его «фильма», обнажающим не облик, но образ, не внешность, но сущность. Это «тот случай, когда хорошо натренированный глаз» может тайну «обнару­жить непосредственно», а интуиции достаточно мгновения, чтобы ее запечатлеть.

Самородок и самоучка, Микола Гнисюк фотографии не учился, и прежде чем в 1967 го­ду выдержать конкурс в журнал «Советский экран», двадцатитрехлетний ассистент опера­тора из Риги никаких «академиев», кроме рижского музыкального училища, не кончал. Правда, ему повезло: придя на Рижскую киностудию проявщиком, он очень скоро стал снимающим ассистентом оператора и снимал для фильма Улдиса Брауна «235 миллионов лиц» и для фотофильма выдающегося фотохудожника Гунара Бинде «Руки», где впервые всерьез попробовал себя в фотографии. Тут-то и произошло то, что в кино называется «и родилась звезда».

Вот так-то — от первого фотоаппарата «Смена», подаренного мамой еще в школе в украинском селе Перекоренцы, до церемонии вручения «Оскара», куда Микола был при­глашен первым из советских фотографов, до мировых энциклопедий, куда он вошел по праву, — таких как британская «Современный фотограф», швейцарская «Камера обскура», объединившая фотографов с 1839 года — с рождения первого, кто начал заниматься фото­графией.

«Искусство кино», № 10, 2006

Об авторе: актриса, режиссер документального кино