Есть фотографы, которые диктуют своей модели позу, кутают ее в тюль и кружева, обращаются с ней, как с предметом в натюрморте. Есть и иная манера работы, когда фотограф не выпячивает свое «я», не конструирует жизнь, не лепит из человека, которого снимает, то, что ему захотелось. Когда смотришь работы Николая Гнисюка, видно, что сняты они человеком очень ненавязчивым и оттого предельно правдивым.
Гнисюк жизнь подглядывает, настигая то мгновение, когда в человеке раскрывается его душа. Он умеет находить красоту в самой жизни, схватывать ее зрачком фотокамеры, делать предметом искусства. Фотография для Гнисюка прежде всего отбор — отбор состояния души или состояния природы, то есть человека и окружающего его мира.
По натуре Гнисюк художник темпераментный, но темперамент его скрытый, он проявляется не в эффектной экспрессивности, а в той любви, которую фотомастер умеет вдохнуть в каждый свой снимок. Он обязательно влюбляется в того, кого снимает, у него не может получиться портрет человека, который ему не симпатичен, кажется злым или пытающимся изображать не то, что он есть на самом деле. Люди на его фотографиях открыты, естественны, доброжелательны.
Среди многих работ есть и те, что принято называть аксессуарными: в них проявляется умение найти неожиданную композицию, продемонстрировать изыск фактуры, красиво расположить в кадре группу. Но самые лучшие его фотографии — самые простые. Он по-настоящему раскрывается там, где начинается жизнь человеческого духа.
Вспоминаю портрет кинорежиссера Отара Иоселиани. На снимке это не только тот Отар, которого мы знаем в жизни, но и тот, каков он в своем искусстве — немного странный, мудрый, ироничный, в том числе и к самому себе. Он здесь поэт. Такой снимок нельзя пересказать словами.
Однажды — это было в то время, когда мы искали героев для «Романса о влюбленных» — Гнисюк принес мне фотографию девушки и сказал: «Вот вам героиня». Это действительно было удивительное лицо — такое чистое, свободное, незащищенное, нежное, что я был поражен. Мы тут же разыскали эту девушку, вызвали ее на пробы. Репетировали, снимали, перепортили уйму пленки, но так и не смогли раскрыть в ней, высвободить ту непосредственность, открытость, душевную тонкость, которую сумел схватить в фотографии Николай, или, как называют его друзья, Микола Гнисюк, случайно увидевший девушку на ленинградской улице.
Январь 1976 г.
Об авторе: кинорежиссер и сценарист; президент киноакадемии «Ника»; дважды удостоен премии «Серебряный лев» Венецианского кинофестиваля