Липков Александр

ФОТОГРАФИЯ «БЕЗ СЕКРЕТОВ»

Секреты фотографического «ремесла», в общем-то, без труда распознаются даже на многих мастерски сделанных снимках. Вот здесь светили «контровичком», чтобы прорисовать ореолящим контуром овал лица. А здесь снимали длиннофокусной оптикой, чтобы увести в нерезкость все, кроме глаз и улыбки. А здесь нарочно посадили на фон яркое цветное пятно, чтобы отвлечь внимание от каких-то неправильностей в лице. У каждого фотографа-мастера свои излюбленные приемы.

У Миколы Гнисюка словно бы никаких секретов нет. Композиции его снимков элементарны, и нет в них эффектных контражурных подсветок и тонкой игры бликов. Он доверяет реальному освещению, не стараясь усовершенствовать его насильственным вмешательством. Гнисюк сосредоточивает наше зрительное внимание не на своем умении распорядиться внешними источниками освещения, а на свете внутреннем, одухотворяющем лица тех, кого он снимает.

Еще одно примечательное свойство работ Гнисюка: для них далеко не всегда пригоден привычный комплимент «как в жизни». Чаще — все «как на фотографии». Люди не скрывают, что они снимаются, смотрят прямо в объектив, откровенно позируют, иногда словно бы участвуют в придуманной режиссером постановке — игре. И при этом в портретах нет вымученности поз, заданности, тем более — манерности. Герои его снимков всегда естественны, органичны, жизнь их души не только не прерывается на время съемки, но напротив — еще более наполняется, насыщается чувством. Они живут, общаются с нами, заставляют долго о себе помнить.

Среди работ Гнисюка достаточно и таких, где жизнь схвачена как бы врасплох, где его моделями становятся случайно встреченные люди, где, как кажется, торжествует стихийная, никак не организованная реальность. Но при всей внешней импровизационности этих снимков и в них ощущается направляющее вмешательство режиссера-фотографа. Оно, это вмешательство, не в том, что Гнисюк как-то подправляет позы своих случайных моделей, дает им указания, как встать и куда смотреть. Дело в ином. Гнисюк снимает всегда открыто, никогда не прибегает к скрытой камере. Он вмешивается в течение жизни не командирским приказом, а самим фактом своего общения, быть может, даже бессловесно, но всегда дружелюбно, располагающего, побуждающего и тех, кого он снимает, чувствовать себя органично и свободно. Гнисюк любит людей, которых снимает. Или можно сказать чуть иначе: снимает людей, которых любит. Гнисюк принадлежит к тому типу фотохудожников, которые лишены насущной потребности в перемене или обновлении материала своего искусства. Его снимки притягивают к себе не разнообразием человеческих лиц, а своеобразием каждого из них.

Главная тема его работ — узнавание человеческой сути. Его фотопортреты чаще всего рождаются как результат процесса такого узнавания. Снимок Гнисюка — обычно лишь отдельный фрагмент из продолжающейся серии. Продолжающейся либо по ходу единичной съемки (ему нужно снять много кадров, иногда вхолостую, в брак, чтобы нащупать живой контакт со своей моделью), либо, что чаще, в течение многих лет. Этому способствует и специфика его работы. Он фотокорреспондент журнала «Советский экран», поэтому круг тех, кого он снимает, ограничен главным образом кинематографом. С большинством героев своих снимков он встречается из года в год, общается с ними и по ходу их работы на съемочной площадке, и в домашней обстановке.

Вроде бы получается, что человеческое общение входит в профессиональные обязанности Гнисюка. Это могло бы даже показаться чем-то сомнительным (дружба по профобязанности), если бы фотография была для Гнисюка только профессией. Сам он, кстати, не считает себя профессионалом. Вот «творческое кредо», им самим сформулированное:

«Среди моих коллег нередко возникают споры, как поступать, если перед тобой событие, в котором ты можешь или должен принять участие. Как быть: снимать событие (ведь ты фотограф, твой долг запечатлевать все важное, что происходит в жизни) или участвовать в нем? Видимо я плохой профессионал. Я буду участвовать, даже сознавая, что мое вмешательство ничего не изменит. А потом, конечно, буду жалеть, что упустил возможность прекрасного снимка. Но все равно не смогу поступить иначе. Так уж я устроен.

Недавно мы с сыном Алешей были на Украине, в деревне. И вдруг видим: прилетели черногузы, черные аисты. Сели совсем близко от нас. Красивые поразительно, высокие, с благородной осанкой. Ветер дул с их стороны, и мы смогли подкрасться к ним чуть ли не вплотную. Я так им обрадовался, так ими залюбовался, что позабыл про свою камеру. Мне даже и в голову не пришло, что нужно снимать, хотя снимок мог получиться замечательный. А мой Алеша, смотрю, достал свою «Смену», прицелился и уже палец на спуске держит. Вот он, наверное, будет настоящим фотографом. А я.,.  Я, видимо, только любитель».

И тем не менее Гнисюк — профессионал, настоящий мастер. Дилетантизма в его работах нет. Но фотография для него нечто гораздо большее, чем профессия (не говоря уже — служба). Это способ общения с миром, познания мира и самопознания. Это его жизнь. Снимки живут вместе с ним, работа над ними не прекращается и после съемки. Отснятые кадры могут лежать долгие месяцы, продолжая «проявляться» где-то в глубине сознания или подсознания их автора, пока в нем не вызреет вдруг необходимость дать фотографии самостоятельную жизнь, как бы отделить ее от себя.

Не постареет ли за это время снимок? У Гнисюка — нет. Его фотографии интересны не актуальной злободневностью (ее они в большинстве своем лишены вовсе), а тем, что вне ее, что, не побоимся высокого слова, вечно. Вечно прекрасны радость детей, играющих возле турника во дворе; и неуверенное движение девочки, протянувшей навстречу нам яблоко; и улыбка, внезапно озарившая лицо незнакомой девушки, и любовь двоих (у Гнисюка это целая большая серия — «Двое»); и цветок, который зажала в углу рта цыганка; и свет зимнего утра; и луч солнца, пробившийся сквозь сплетение ветвей; и усталый взгляд старика, играющего на скрипочке.

Его снимки не стареют и потому, что в них нет дани фотографической моде. Они просты, а нередко и простодушны, и именно тем прекрасны.

Если искать истоки его искусства, то они не столько в работах других фотомастеров, сколько в живописи, или точнее — в живописи художников-примитивистов. Особо стоит вспомнить замечательную украинскую художницу Марию Приймаченко, простую деревенскую женщину, поразившую в свое время и Москву, и Киев волшебным миром своей фантазии. Микола не раз бывал у нее: ему, чье детство прошло в деревне, особенно дорог этот открытый свету, празднику красок мир художницы. Фотографии Гнисюка сродни этому миру и в их открытых фронтальных композициях, и в непосредственности общения героев его снимков со зрителем, и в том, что работы его говорят о светлом, а не о темном, о красивом, а не о безобразном (впрочем, при случае, Гнисюк не боится быть и насмешливым, и едким. Так, к примеру, сняты его коллеги — фоторепортеры, яростно щелкающие затворами в фестивальной ажиотации).

Тяга Гнисюка к примитивистской манере — не от незнания иной манеры. Он отлично знаком и с живописью — классической и современной. Годы становления его как фотографа прошли в Риге: он был ассистентом оператора на киностудии, учился на работах своих старших коллег, прославленных латвийских фотомастеров, творчество которых всегда отличалось смелым поиском в области формы. Так что и разнообразные технические приемы для Гнисюка совсем не «терра инкогнита», он может пользоваться ими вполне свободно. Среди его работ есть снятые и трансфокатором в момент переброски фокуса, и такие, где использована деформирующая оптика или панорамная камера, и выполненные в технике соляризации. Гнисюк пробует в фотографии различные пути, но всегда остается верен себе в главном. Технические открытия быстро стареют, человеческие — нет. Они всегда новы.

«Советское фото», 1978

 

ФОТОСТУДИЯ

Чем удивляют фотографии Николая Гнисюка? Вроде бы ничего особенного в них нет — ни экспрессивных ракурсов, ни острых неожиданных ком­позиций, ни тонкой игры све­та, моделирующей фактуру предметов и лиц. В самых обычных человеческих прояв­лениях — в неуверенном же­сте девочки, протянувшей яб­локо, в том, как глядит из-за залитого стекающим дождем окна задумавшаяся девушка, ощущается какая-то особая глубина — глубина невысказанности, которая притягивает к этим лицам снова и снова, за­ставляет всматриваться в них, проникаться их особым чело­веческим миром.

Гнисюк никогда не работает скрытой камерой. Она чужда ему, ибо сам он человек от­крытый, искренний, располо­женный к людям, умеющий вы­звать их ответное расположе­ние. Дело это совсем не про­стое, тем более, если учесть, что Николай много снимает актеров — он фотокорреспон­дент журнала «Советский эк­ран». Актеры — народ к объективу привычный, съемкой избалованный, избавить их от подобного обыкновения — де­ло нешуточное. Гнисюку дан этот талант — люди    на    его портретах не изображают са­мих себя, они живут, общают­ся с нами.

Безыскусность портретов Гнисюка заставляет вспомнить работы художников-примитивистов с их фронтальными композициями, с лицами порт­ретируемых, глядящими прямо на нас. Эта параллель не наду­мана — Николай сам говорит о том, что на фотографии его более всего повлияли не рабо­ты других фотомастеров, а картины замечательной укра­инской деревенской художни­цы Марии Приймаченко, у ко­торой он часто бывал.

Он снимает людей,   которых любит. Он снимает людей, ко­торые любят, поэтому так ча­сто на его фотографиях пред­стают семейные пары — у не­го есть целая серия снимков, которая так и называется — «Двое». Он любит снимать де­тей, и они на его снимках по-особому свободны и естествен­ны.

Николай не любит пускать­ся в разговоры «о своем твор­честве». Как-то на встрече со студентами Московского уни­верситета Гнисюк признался, что работает как фотолюби­тель и самой заурядной на профессиональный глаз техни­кой. Он  говорил о вещах  са­мых простых и вроде бы само собой понятных. Об отношении к своей работе, которое дол­жно быть честным — таким же, каково отношение к своему труду крестьян, среди кото­рых прошло его детство. Об уважении к людям, которых снимаешь, а это есть од­новременно и уважение к себе, к своей профессии.

«Советская культура», № 26, 1977

 

ФОТОГРАФ

Увы, о Миколе Гнисюке писать приходится уже в прошедшем времени.

Есть люди талантливые, есть великие мастера своего дела, умеющие сделать прекрасный снимок, способный украсить и интерьер, и обложку журна­ла, и книгу авторских фотографий. Гнисюк все это тоже умел, но у него было нечто гораздо большее — свой художнический мир. Не просто великолеп­ное владение секретами профессии, не просто мас­терство и культура, но именно мир — свой взгляд на людей, на жизнь, свои пристрастия в искусстве, которые он никому не навязывал, да и не часто высказывал, тем более словесно. Сама его камера, словно бы без всякого его участия, безошибочно отличала то, что талантливо, что живо, от неталант­ливого и неживого. «Не могу я его снимать, он у меня не в фокусе получается», — говорил он о прославленном, обласканном властью режиссере, давно уже ставшем чиновником от кинематогра­фии. «Она не та, какой хочет казаться. Ни разу не смог ее хорошо снять», — говорил он об актрисе, немалое время казавшейся нам эталоном душев­ной чистоты, и оказался прав: ее последующая судьба это подтвердила.

Он был напрочь лишен позерства, житейской тщеты, «надувания щек». Он всегда и всюду был собой, не преисполнялся сознанием собственного величия от факта бессчетного числа обложечных портретов, сделанных им для журналов с милли­онными тиражами, персональных выставок в СССР и за рубежом, статей о себе в журналах и книгах, фильмов и передач на ТВ. Не говорю уж о приоб­щенности к самым великим именам мирового ки­нематографа, суперзвездам с миллионными гоно­рарами и миллиардом почитателей по всей плане­те. Господи, каких великих он только не снимал! Де Ниро открывал его выставку в Лос-Анджелесе. Мастроянни оставил ему любовные автографы на сделанных им своих же портретах. Его друзьями были Отар Иоселиани, Элем Климов, Лариса Ше­питько, Инна Чурикова, Глеб Панфилов, Вахтанг Кикабидзе и так далее, без счета. С любым, самым великим, заслуженно великим он был на равных. С любым он мгновенно входил в контакт, стано­вился другом, перед его камерой они не боялись быть самими собой, дурачиться, играть в предло­женную игру, забыв о необходимости «хорошо выглядеть». Одна из замечательных серий его фо­тографий состоит из парных портретов звезд: один — в своем естестве, другой — с какой-ни­будь невообразимой рожей, состроенной по зака­зу мастера — все корчили их с превеликим удо­вольствием.

Чем так притягивают фотографии Гнисюка? Своей великой простотой и великой сложностью, своей непостижимой тайной и бесконечной глу­биной. И главное, любовью к своим героям — каждому, вне зависимости от того, кто он. Он с равной самоотдачей и увлеченностью снимал и знаменитостей, и лица из кинематографической массовки, и самых обыкновенных людей, деревен­ских обитателей, случайно встреченных город­ских типажей, стариков, детей, юнцов-курсантов, женщин. Женскую красоту он чувствовал пора­зительно, причем это никогда не была красота об­наженного тела (натурщицам ведь неизбежно на­вязывают позу, а на его фотографиях никогда нет навязанной позы, разве что только игра в позиро­вание) — это была красота души, светившейся в глазах, в мимолетной улыбке, в схваченном зат­вором движении рук. Каждый из его героев по-своему прекрасен, на каждом — печать божест­венного присутствия. И в любом из снимков, портретных, групповых, жанровых, светится лю­бовь ко всему человеческому племени, какое оно ни есть, со всеми его чудовищными несовершен­ствами. О них он, как человек, живший уж точно не на небе, конечно же, знал, но хотел видеть в человеке лучшее — доброе, дружественное, че­ловечное.

Когда-то увидев у меня подаренный Игорем Гневашевым снимок оскаленной гориллы, в отча­янной безнадежности вцепившейся в стальной брус решетки, Микола сказал: «Нельзя так про лю­дей снимать». Снимок этот не был плох ни своей сутью, ни тем более качеством исполнения. Напро­тив, он был замечателен, позднее вошел в один из

издававшихся в те годы сборников ста лучших фо­тографий года, сделанных советскими фотомасте­рами. Он просто не укладывался в художнический мир Гнисюка, видевшего мир иначе.

В теоретические материи он никогда не вда­вался, свое кредо не излагал, даже когда проси­ли для какой-то фотоэнциклопедии (кстати, в трех из них, вышедших в разных странах, есть статьи о нем), считал, что кредо фотографа — это сами его снимки, что и постоянно подтверж­дал. Каждый снимок был снимком «про людей», даже если ни один из представителей рода чело­веческого на фотографии не присутствует. Даже если это просто поверхность земли, предгрозо­вое небо, античные руины, высунувшаяся из трубы песья морда, парящие в небе птицы. В каждом снимке — взгляд человеческий, взгляд самого Гнисюка, говорящий о бесконечной люб­ви к этому божественному миру, в котором нам выпало счастье жить.

Конечно, счастье это не одним только медом мазано, что на долю самого Миколы выпало полной пригоршней. Последние годы он тяжко болел — рак легких. Великий хирург Михаил Иванович Да­выдов сделал уникальную операцию, продлившую ему жизнь года на два. Свою болезнь Гнисюк пере­носил с великим мужеством, не уходил в нее с потрохами, не терял ни юмора, ни жизнелюбия, ни дружеских привязанностей. Именно в эти послед­ние годы Надя Майданская, жена Миколы, сделала о нем замечательный фильм-портрет «Фотограф», за­печатлевший его и его друзей. Она привезла Миколу и в деревню на Западе Украины, и в Ригу — в места, где прошло его детство и юность, и в псковскую деревню, где многие годы каждое лето он бывал у своего друга — сценариста Юрия Клепико­ва. Какое светлое ощущение остается от этой кар­тины! Как прекрасно снята она оператором Викто­ром Гриберманом! И как замечателен в ней сам Микола: да, голос его от болезни осел и охрип, но свет в глазах все тот же…

3 февраля 2007 года Миколу Гнисюка провожа­ли в последний путь. «От нас ушел гений», — ска­зал Глеб Панфилов, человек на похвалы не самый щедрый, и если он что-то говорит, даже в момент, когда положено говорить только хорошее, он за свои слова отвечает. Тем более тут был случай, когда о человеке и при жизни, и после смерти можно было с чистой совестью говорить только хо­рошее.

«Кинофорум», № 2, 2007

 

P.S. ПАМЯТИ АЛЕКСАНДРА ЛИПКОВА

Вскоре после похорон Миколы Гнисюка позвонил Алик Липков и предложил эссе об ушедшем дру­ге — то самое, что вы только что прочитали. Разу­меется, мы ответили согласием. Никому и в голову не могло прийти, что этот текст станет последней публикацией Александра Иосифовича, постоянно­го автора нашего журнала. Его внезапная и безв­ременная кончина буквально ошеломила всех кол­лег и друзей. Он умер на полуслове, на ходу, на пи­ке творческой деятельности. Александр Липков был высоким профессионалом, но при этом не брезговал рутинной журналистской работой, даже став доктором искусствоведения. Просто он любил эту работу. Оттого круг его профессиональных ин­тересов, включая академические штудии, оказался поразительно широким. В науке он начинал с изу­чения экранизаций Шекспира, издал книгу «Шекс­пировский экран», за что получил докторскую сте­пень, а спустя годы выпустил культурологический хит «Толчок к размышлению, или Все о сортирах».

Он стал корифеем трудоемкого жанра литера­турных записей, в числе которых — объемистые, иной раз и двухтомные творческие биографии и воспоминания Андрея Кончаловского, Сергея Со­ловьева… Александр Липков — автор единствен­ной книги о творчестве Алексея Германа — «Гер­ман, сын Германа».

Липков был из породы трудоголиков и посто­янно осваивал новые творческие пространства. В последние годы он увлекся документальным ки­но, стал писать сценарии — в содружестве с А. Кончаловским созданы телефильмы «Бремя власти. Юрий Андропов», «Бремя власти. Гейдар Алиев», позднее вместе с режиссером Алексеем Колеснико­вым сделал двухсерийный фильм для телевидения «Я к вам травою прорасту…», отмеченный прес­тижными фестивальными наградами и отрецензи­рованный в «КФ» Неей Зоркой. Совсем недавно за­кончена новая их совместная работа «Семь жен­щин», еще не вышедшая в эфир.

Алик оставил в редакции диски с этим филь­мом, он оказался, что называется, «в тему», о чем мы ему сказать не успели… Нам остается отрецен­зировать картину. Неправда, будто мертвые не слышат, когда о них живые говорят.

Редакция «Кинофорума».

Об авторе (1936-2007): кинокритик, журналист, сценарист документальных и научно-популярных фильмов