Токарева Виктория

РОМАНТИК ПРЕКРАСНЫХ МГНОВЕНИЙ

 

С портрета смотрит строгий че­ловек. Взгляд — исподлобья. Ру­ки скрещены на груди. Фон портрета черный. Из общего мрака выступают только голова и руки.

Я читаю под портретом надпись: Док­тор такой-то… И снова смотрю и пони­маю, почему вот уже десять минут я не могу отойти от портрета. На меня глядит, гипнотизируя, очень сильная личность со знаком плюс.

Доброта, милосердие, гуманность могут быть выражены так, как выразил их Микола Гнисюк: с мрачным взором, скре­щенными на груди кулаками, лысой го­ловой. Может быть, с точки зрения зако­нов красоты, доктор не красив. Но он пре­красен.

Удивительно, но все ранее виденные мною фотографии врачей — изображали их при деле: то ли во время операции, со скальпелем, то ли в общении с пациен­том. И, конечно же, в белом халате и колпаке. Иначе непонятно будет: врач на фотографии или не врач. А даже если врач, то непонятно — чем он отличается от других людей.

Доктор Гнисюка отличается от Других людей. Гнисюк увидел это сам и показал мне. И я увидела доктора глазами Миколы Гнисюка.

А вот композиция «Двое». В раме окна деревенской избы сидят двое. Он и она. Молодые, но не очень. По дороге к зре­лости. В середине пути. Он глядит перед собой с безразличным видом. Она — по­ложила голову ему на плечо. На лице — выражение тихого счастья. Отчего? Отто­го, что есть любимое плечо, на которое можно так надежно склонить голову. А у него есть эта преданная щека, которая склонилась к его плечу. Вот и все. Это и есть счастье. Счастье — это когда двое.

У поляков есть выражение: «нормальна милошчь». Это значит: «нормальная лю­бовь». Не испепеляющие страсти, от ко­торых обгорает и корежится нутро, потому что все деформируется от сильных температур. А «нормальна милошчь». Нормальная жизнь.

Гнисюк передал тоску современного горожанина по тишине, деревенской избе, ощущению покоя — когда больше ничего не хочешь, кроме того, что имеешь в  данный момент.

Талант бывает разного качества, если, конечно, можно так о нем сказать. Хич­кок со своим черным миром — тоже та­лантлив. И можно талантливо снять за­мерзшую на снегу птичку   либо что-то в этом роде.

Гнисюк романтичен. И его талант воз­вышен и романтичен. Он видит красоту даже там, где другие ее не заметят.

Однажды мы с Гнисюком шли по ули­це. Было то время суток, когда день смыкается с вечером. Ещё светло, но все предметы как бы осмуглены близким при­сутствием вечера. Было межсезонье. Мо­росил дождь. Люди торопились, втянув головы в плечи, и походили на пингвинов. Мы тоже торопились, каждый по своим делам. Дела эти входили в круг обяза­тельств, а не радостей. И жизнь тоже представлялась обязательством. И вдруг Микола сказал:

— Смотрите, как девочка стоит…

Я обернулась и увидела: за окном продовольственного магазина стояла девочка в спортивной куртке.  Она смотрела куда-то вниз и в сторону, как бы прислушиваясь к себе, и во всем ее обличье был конец февраля, самое на­чало весны. Не начало даже — предчув­ствие весны. И казалось, что девочка стоит и слушает в себе это предчувствие, и ее лицо было нежным и грустным. Микола Гнисюк увидел все это и пока­зал мне. И я тоже увидела вместе с ним. Мы стояли и смотрели, как бы застигну­тые мгновением искусства. А девочкина мама в это время брала картошку в паке­тах, и шел дождь, и люди были одеты в темные практичные одежды.

А вот и мой портрет. Я на нем умная, красивая, голова в облаках. А мои близ­кие люди, которые меня хорошо знают, говорят мне, что я глупая, эгоистичная и неуклюжая, как тарантас. Кто же прав? Не может быть двух мне­ний. Прав Микола Гнисюк. А те, кто меня знает, меня не знают.

О! Как необходимо, чтобы среди людей ходил такой вот романтик с фотоаппара­том. Ходил всегда, во все времена суток, среди дождя и межсезонья. Прицеливался — и останавливал прекрасные мгновенья.

«Неделя», № 15, 1977 г.

Об авторе: прозаик и сценарист